Гостиница УланскаяО туризме → 10 сувениров из России


Вербилковский фарфор
Фарфоровая фабрика в селе Вербильцы (сейчас Вербилки), рядом с Сергиевым Посадом, была основана обрусевшим немцем Францем Гарднером более 200 лет назад. Продукция фабрики, как и ее создатель, быстро «обрусела». Здешние сервизы поставляли даже для императорского двора.
На протяжении своей истории завод не раз менял названия: был Гарднеровским, потом принадлежал купцу Матвею Кузнецову, после революции именовался Дмитровским и, наконец, в 1991 году стал «Фарфором Вербилок». А вот традиции сохранились: местную посуду до сих пор отличает нежная белизна, к тому же вербилковские мастера знают рецепт уникального тонкостенного фарфора, пропускающего солнечные лучи.

Кукарское кружево
Жительницы слободы Кукара, что в Вятской губернии, занялись кружевоплетением в середине XIX века, позаимствовав опыт вологодских кружевниц и использовав в своих узорах традиции разных регионов России. Кукарекая слобода в XX веке превратилась в город Советск, но промысел, к счастью, не исчез и названия не сменил. В городском профессиональном училище девушек и сейчас учат работать с коклюшками — деревянными палочками, на которые наматывают льняные, шелковые или хлопчатобумажные нити. С помощью коклюшек кукарские мастерицы сплетают разнообразные цветы и орнаменты, а порой и сюжетные композиции — бытовые сценки, пейзажи. Перечислить все изделия из кукарского кружева непросто: скатерти и салфетки, занавески и дорожки, пелерины, накидки, шарфы, воротнички... Словом, есть из чего выбирать!

Хохломская роспись по дереву
Когда мы говорим о русских сувенирах, то сразу наравне с матрешками и павловопосадскими платками вспоминаем и ложки под хохлому. Хохломская роспись — самое что ни на есть национальное искусство. Она возникла в XVII веке в одноименном селе неподалеку от Нижнего Новгорода. Причина, кстати, была прозаическая: с появлением дешевой металлической посуды деревянные ложки и плошки народ стал хуже раскупать, вот мастера и придумали разрисовывать свои изделия черными и красными узорами по золотому фону (технологию золочения дерева позаимствовали из иконописи), чтобы привлекать клиента. На самых распространенных рисунках изображены, как правило, сочные алые ягоды, так что аппетит подобная посуда повышает гарантированно!

Дагестанские ковры
В некоторых районах Дагестана до сих пор принято, чтобы в приданом невесты было несколько ковров, сделанных ею собственноручно. Ковроткачество здесь издавна является основным источником дохода. Дагестанские ковры ценятся за яркие цвета и разнообразие необычных узоров. Особо популярны сейчас рисунки, выполненные по старинным образцам, — стилизованные изображения животных, птиц, растений, символы плодородия. Хотя в качестве подарка частенько заказывают ковер с... портретом именинника!

На изготовление ковра размером полтора на два метра мастерица тратит несколько месяцев, завязывая тысячи узелков из шерстяных нитей. Жалко наступать на такую плетеную картину, но она кроме того, что красива, еще и долговечна. Хороший ковер сохраняет нарядный вид 200-300 лет, так что это подарок сразу для нескольких поколений.

Торжокское золотое шитье
Вышивке золотыми нитями, как и многим другим искусствам, мастерицы Древней Руси научились у коллег из Византии. Лучше всего золотое шитье прижилось в городе Торжке Тверской губернии. Здешние вышивальщицы в XVIII - XIX веках даже украшали парадные платья российских императриц.

Мода на вечерние туалеты постоянно меняется, а торжокские вышивки позолоченными и посеребренными нитками ценятся по-прежнему высоко. Ассортимент местных изделий широк; золотом вышивают многие современные аксессуары — от галстука и косметички до ежедневника и чехла для мобильника.

Гусевский хрусталь
Гусем называется речка, затерявшаяся среди Мещерских лесов. В середине XVIII века купец Аким Мальцев основал в этой глуши завод по производству хрусталя, а уже потом вокруг вырос город с красивым именем Гусь-Хрустальный. Художественное стекло Гусевского завода со временем прославилось на весь мир. Здешним стеклодувам, резчикам по хрусталю и художникам нет равных в России. Кстати, гусей они тоже делают, а однажды изготовили символ города — хрустального гусака метровой высоты. Популярностью у туристов пользуются небольшие фигурки животных, изящные фужеры и вазы, а также подсвечники и подносы. Главное — не разбить случайно эту хрупкую красоту.

Холуйская лаковая миниатюра
Любовью к «малым формам» отличались художники из разных российских сел: Федоскина, Палеха, Мстеры. Чаще всего «миниатюрный» промысел рождался на основе иконописи. Схожая судьба и у поселка Холуй (ударение в отличие от обидного прозвища лакея падает на первый слог), расположенного в 360 километрах от Москвы. Он издавна славился иконописцами, но после революции мастерам пришлось переключиться на светское искусство. Так появились шкатулки, наперстки, панно из папье-маше, расписанные изображениями сказочных и былинных сюжетов, исторических и современных сценок, а также русских пейзажей. Холуйская миниатюрная живопись завораживает — одну небольшую вещицу можно разглядывать очень долго, находя все новые и новые детали.

Ростовская финифть
Слово «финифть» было известно еще мастерам Киевской Руси. Так называли пришедшее к нам из Византии искусство росписи по эмали, когда на покрытых ею тоненьких металлических пластинках огнеупорными красками создавали миниатюрный рисунок. Ювелиры Ростова Великого в совершенстве овладели данной техникой к XVIII веку. Эмалевыми вставками украшают иконы и церковную утварь, а также светские предметы: броши, кулоны, часы, шкатулки...

Даже над самой простой миниатюрой приходится долго и кропотливо трудиться. Изделие несколько раз обжигают, заново подновляя узор, чтобы проявились все его оттенки, тени и полутона. Так что ростовская финифть — не менее ценный подарок, чем кольцо или сережки с драгоценным камнем.

Северная чернь
Официальное название промысла — великоустюжское чернение по серебру. Чернь — сплав серебра с медью, свинцом и серой, которым заполняют бороздки узора на серебре. После обжига на обработанных таким образом поверхностях появляется черный рисунок, который дополняют чеканкой, гравировкой и прочими хитростями.

Искусством чернения владели жители разных регионов России, однако умельцы из Великого Устюга знали секрет особо прочного состава, дающего богатую гамму оттенков. В 1933 году великоустюжские мастера объединились в артель «Северная чернь», и старый промысел обрел второе дыхание. Из серебра здесь создают культовые предметы и украшения, но большая часть изделий — посуда, столовые приборы, табакерки и кубки.

Уэленская резьба по кости
Как правило, народные мастера работают с каким-то местным материалом. Жители Чукотского полуострова с древних времен охотились на моржей, а потому всегда имели под рукой моржовые клыки. Долгими полярными ночами, когда запасы моржового мяса уже были сделаны, чукчи и эскимосы занимались резьбой по кости. Правда, до XIX века северные умельцы вырезали что-нибудь практичное, например наконечники гарпунов, и только познакомившись с китобоями, обнаружили, что «бесполезные» фигурки животных пользуются у белых людей неплохим спросом.

В 1931 году в поселке Уэлен была создана существующая и поныне косторезная мастерская, которая объединила чукотских и эскимосских резчиков и граверов. Именно здесь появилась уникальная техника цветной гравировки по кости. Такими рисунками покрывают письменные приборы, ножи для бумаги и женские украшения. Не менее популярны и статуэтки из моржового клыка.


Смотрите также