Гостиница УланскаяО туризме → Петропавловский собор


Петропавловский собор уникальный памятник русской архитектуры и искусства первой половины XVIII В.


Петропавловский собор
Построенный в стиле раннего барокко, он сохранил свой первоначальный облик. Стены оформлены пилястрами и головками херувимов на наличниках окон.

Трехнефная базилика в основе композиции храма нарушает канонические требования русского церковного зодчества. Отсутствуют алтарные апсиды-алтари размещены в прямоугольных пристройках. В этих отступлениях от церковных канонов проявилось отношение Петра I к церкви: царь считал, что церковь должна подчиняться светской власти.

При перестройке после пожара 1756 г. черты барокко стали еще более заметны: в куполе появились пышно обрамленные люкарны, затейливые гирлянды-гурты.

Внутреннее пространство Петропавловского собора разделено на 3 нефа мощными пилонами. Свет заливает собор через огромные окна. На стенах под окнами расположены 18 картин на евангельские сюжеты (они написаны маслом на холстах).

В алтарной части находится великолепный резной иконостас (1722 — 1727). Он похож на пышную триумфальную арку - это напоминание о победе России в Северной войне. Оригинальная композиция и изумительная резьба делают иконостас одним из памятников искусства мирового значения. В иконостасе 43 иконы, написанные в основном в XVIII в. московскими иконописцами. Справа от царских врат находится изображение Вседержителя со скипетром и державой.

Слева у колонны находится кафедра. Её украшают фигуры святых Петра и Павла и четырех евангелистов, а также картины на библейские сюжеты. Справа перед иконостасом - царское место, украшенное шитым на бархате гербом России и резными атрибутами царском власти - скипетром, мечом и короной.

По указанию Петра I Петропавловский собор стал усыпальницей российских императоров. В соборе похоронены все императоры начиная с Петра и заканчивая Николаем II (его останки перенесены сюда из Екатеринбурга в июле 1998 г.), а также многие Великие князья. 30 могил отмечены белыми мраморными надгробиями (проект Пуаро и Гуна).

Два надгробия, установленные в 1906 г. сделаны из камней-монолитов: Александра III - из серо-зеленой алтайской яшмы (вес 5.5 г), его жены - императрицы Марии Федоровны - из розового уральского орлеца (вес 6.5 т). Этот хрупкий полудрагоценный камень мастера Петергофской гранильной фабрики полировали вручную 10 лет.

Долгие годы Петропавловский собор был и музеем славы русского оружия: здесь хранились трофейные знамена, ключи от завоеванных городов и крепостей во время войн с Турцией и Швецией. В начале XX в. трофеи переданы в различные музеи России, и сейчас в соборе находятся копии 42 трофейных шведских и турецких знамен


Смотрите также
Источник: http://www.tour-rus.ru/