Гостиница УланскаяО туризме → Суздаль - шик для туриста


Время в Суздале — субстанция материальная. Оно, как вода в замерзшем роднике, никуда не утекает, а застывает в причудливых формах. Формы накладываются друг на друга и создают неожиданные композиции.

Ой, полным-полна коробушка
На центральной площади Суздаля бойко идет торговля сувенирами. Берестяные туески, вышитые полотенца, расписные деревянные ложки и неизменные китайские магнитики на холодильник. Найти можно все — от уникальных вещей ручной работы до стандартного туристского набора. Суздаль, который часто называют музеем под открытым небом, тоже чем-то похож на большую сувенирную лавку. Только выставлены в ней не лапти с матрешками, а целые исторические эпохи — от былинной древности до глянцевой современности.

Суздаль — один из старейших городов России. Никто точно не знает, когда он был основан, поэтому за точку отсчета приняли 1024 год, когда населенный пункт впервые упомянут в «Повести временных лет». С тех пор он успел побывать и княжеской столицей, где провел свое детство основатель Москвы Юрий Долгорукий, и духовным центром России, и маленьким уездным городком, в котором жили только мелкие купцы да огородники.

Находясь в Суздале, очень легко мысленно перенестись в любую эпоху. Возможно, поэтому старинные улочки являются идеальными декорациями для исторических фильмов. Здесь снимали «Андрея Рублева», «Юность Петра» и «Женитьбу Бальзаминова». Между прочим, последний прекрасно передает атмосферу современного Суздаля — немного провинциального, немного набожного, но всегда по-ярмарочному пестрого и веселого. Чтобы почувствовать характер этого города, достаточно вспомнить, как лихо выплясывал Бальзаминов на мощенной булыжником площади перед церковью. Кстати, недалеко от площади, за торговыми рядами, и сегодня стоит «домик Бальзаминова». Вот уже много лет его хозяева безропотно принимают любопытных гостей и в тысячный раз рассказывают, под каким кустом крыжовника любил отдыхать на раскладушке Вицин в перерывах между съемками.

Нравы свободные
Все жители Суздаля, даже не работающие непосредственно в туристической отрасли, живут за счет туристов. Плетут корзинки, варят медовуху, катают приезжих по городу на лошадях, запряженных летом в разноцветные повозки, зимой в сани. Почти все суздальцы сдают жилье, поэтому договориться о квартире можно с первой встреченной на улице бабушкой. Те, кто еще не обзавелся собственным «гостевым домом» или стилизованным под старину «постоялым двором», охотно уступят вам свою комнату или целую квартиру по вполне приемлемой цене.

Особый шик для туриста — поселиться на территории монастыря. В братском корпусе древнейшего в Суздале Ризоположенского монастыря еще в советское время была устроена гостиница. «Нравы свободные» — написано о ней в одном из рекламных буклетов. Очевидно, составители имели в виду, что постояльцы не обязаны соблюдать строгий монастырский устав, а получилось забавно. Впрочем, познакомиться с «разгульной» монастырской жизнью нам не удалось — мест в гостинице мало, и их нужно бронировать заранее.

Целый отельный комплекс из деревянных изб в русском стиле был выстроен в 70-е годы XX века и на территории женского Покровского монастыря. Но после того как его передали церкви, гостиницу пришлось закрыть. Сейчас в избах-номерах живут монахини.

Главная прелесть суздальских церквей и монастырей в том, что они одновременно являются и музеями, и действующими храмами и обителями. Женщины, продающие в церковных лавках свечи и иконки, обычно очень доброжелательны и охотно рассказывают посетителям об истории своего храма. Снимать и фотографировать можно: «Батюшка благословил». А в Васильевском монастыре нам даже разрешили подняться на колокольню. «Только не звоните в колокола!» — предупредила смотрительница и на всякий случай припугнула, что на колокольне живет некая сверхъестественная сила, которая, если что, не выпустит нас обратно.

С высоты птичьего полета и... пройденных лет
В колокола мы не звонили, зато увидели город с высоты птичьего полета. Суздаль очень компактный. Уютно расположившись вдоль речки Каменки, он в отличие от других городов не вышел за пределы своих исторических границ. Главная магистраль — улица Ленина (вот вам еще одна живая эпоха). На нее, как бусы на нитку, нанизаны почти все основные городские постройки. Поражает количество церквей: кажется, что свой храм есть не только на каждой улочке, но и в каждом дворе.

Домики Суздаля словно игрушечные — цветные, с резными деревянными наличниками, фигурками птиц и зверей. Чтобы сохранить исторический облик старого города, в нем не строят здания выше двух этажей. И даже новые микрорайоны на окраине (не имеющие отношения к исторической части) состоят сплошь из трехэтажных «многоэтажек» .

Если смотреть с колокольни прямо, то впереди открывается современный центр Суздаля — Торговая площадь и Гостиный Двор, построенный в начале XIX века на средства местных купцов. Чуть дальше, в излучине Каменки, исторический центр — Суздальский кремль. Тот, кто представляет себе кремль в виде традиционных башен и крепостных стен, будет разочарован — они здесь не уцелели. О том, где проходили границы Суздальского кремля, можно судить лишь по оставшимся с давних пор земляным валам и глубоким рвам.

На территории кремля находится древнейший храм Суздаля — собор Рождества Богородицы, или Рождественский, построенный в 1222 году. Его ярко-синие с золотыми звездами купола видны издалека. Это не только самый старый, но и лучше всего сохранившийся храм в городе. Сразу после революции он был объявлен музеем, благодаря чему интерьеры практически не пострадали. До наших дней дошли и фрагменты фресок XIII века, и уникальные златые врата того же возраста — с искусно высеченными огневым золочением ликами святых и надписями на старославянском языке.

Рядом с Рождественским собором находятся Архиерейские палаты. Сейчас в них тоже размещены музейные экспозиции. Родители с детьми и школьные экскурсии с удовольствием посещают Детский музей, в котором собраны предметы старого быта и устроен школьный класс образца XIX века. Деревянные парты с откидывающейся крышкой, скамейки, доска и мел. Честно говоря, с тех пор школьные классы несильно изменились, разве что подставок для чернильниц больше нет. На учительском столе лежит «Книга отзывов» для посетителей, в которой аккуратным детским почерком выведено: «Здесь были ученики 2 класса Лысенко Оля и Желе... (зачеркнуто), Зеле... (зачеркнуто), Зелинханова Марина». Да уж, ученики со времен Филиппка тоже изменились мало.

В монастырских застенках
Гораздо больше похож на кремль в нашем современном представлении Спасо-Евфимиев монастырь, расположенный на северной окраине города. Массивная, с 12 башнями крепостная стена из красного кирпича охватывает территорию в девять гектаров. Обитель входит в пятерку крупнейших монастырей России. Это настоящий город в городе — со своими садами и огородами, конюшней и скотным двором, больницей и даже тюрьмой. Государственная тюрьма, построенная по указу Екатерины II, предназначалась для душевнобольных, среди которых, впрочем, уже тогда было немало «политзаключенных». «Славные» местные традиции в советские годы переняла устроенная тут же Суздальская тюрьма особого назначения (СТОН), в которой томились многие известные личности своего времени.

Сегодня Спасо-Евфимиев монастырь — тот же город, только музейный. Под сводами монастырских зданий выставлены первые рукописные и печатные книги, старинные иконы, золотые и серебряные украшения, образцы древнерусского шитья, выполненные искусными мастерицами. В середине дня в главном Спасо-Преображенском храме можно послушать пение мужского хора «Благовест». А каждые полтора часа на монастырской звоннице проходит 15-минутный концерт колокольных перезвонов.

Напротив Спасо-Евфимиева монастыря, на другом берегу Каменки стоит Покровский монастырь, тоже с необычной историей. Он известен тем, что сюда русские цари ссылали своих надоевших жен. Здесь коротали век первая жена Василия III Соломония Сабурова, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина и другие несчастные женщины из княжеских и боярских родов. Почти каждое из этих имен окружено тайной. Говорят, Соломония Сабурова, которую Василий III после 20 лет супружества оставил по причине бездетности, через несколько месяцев после пострига родила мальчика. Случись это немного раньше, возможно, не было бы в истории России кровавого царствования Ивана Грозного — сына Василия III от второй жены, Елены Глинской.

Другая знаменитая узница Покровского монастыря, Евдокия Лопухина, чуть не свергла с престола собственного мужа — Петра I, собрав вокруг себя оппозицию из суздальского духовенства и московской знати, недовольных реформами Петра. Однако заговор был раскрыт, наиболее активные его участники казнены, а сама Лопухина сослана в Шлиссельбургскую крепость. Случайно ли, нет ли, но сразу после тех событий Суздаль пережил грандиозный пожар, уничтоживший все деревянные постройки и многие исторические документы.

Праздник каждый день
Если деревянный Суздаль сгорел, откуда же в городе взялся Музей деревянного зодчества, в который обязательно привозят всех туристов, путешествующих по Золотому кольцу? Этот музей своего рода обманка. Нет-нет, все деревянные постройки в нем настоящие, но привезены в 1960-е годы из окрестных сел, а затем искусственно собраны в своеобразную этнографическую деревню. В результате получилась целая сельская улица, на которой есть церковь, жилые дома, амбары, две ветряные мельницы, колодец и даже небольшой загон для гусей. В двух крестьянских избах — одна победнее, другая побогаче — полностью воссозданы старые интерьеры. Русская печка, лавки вдоль стен, красный уголок с иконами, столярные инструменты — кажется, что хозяева вышли на пять минут и сейчас снова вернутся к своим делам.

Неожиданно нам навстречу действительно вышли «хозяева» — идут себе по улице нарядные, песни распевают, козу за собой на веревочке тянут. Такие театрализованные уличные представления в Музее деревянного зодчества проходят регулярно. Приурочены они обычно к различным торжествам. Одно из самых ярких — праздник народных ремесел, который устраивают летом на Троицу. На несколько дней территорию музея заполняют настоящие ремесленные ряды. Тогда можно увидеть и гончара за гончарным кругом, и ткачиху за станком, и вышивальщиц, и резчиков по дереву, а потом еще и самому поучаствовать в веселом действе — с песнями, плясками и традиционными русскими играми.

Впрочем, в какое бы время года вы ни приехали в Суздаль, обязательно попадете в хоровод народных гуляний. Здесь нет понятия сезонности. В каждом месяце свои праздники, а значит, новые забавы и развлечения. Не успели отзвучать рождественские колядки, как пора уже лакомиться блинами, сжигать чучело Масленицы и готовиться к Пасхе. Дальше будет еще интереснее: ночные купания в Каменке и прыжки через костер на Русалью неделю, Гусиные бои с последующей дегустацией блюд из виновника торжества, объедание яблоками на Яблочный Спас и огурцами в День огурца. Последний, к слову сказать, чисто суздальская традиция, больше его нигде не отмечают.

Помимо праздников с явным религиозным и сельскохозяйственным уклоном в Суздале проходят и вполне светские мероприятия, например ежегодный фестиваль мультипликационных фильмов, фестиваль колокольных звонов, а также рыцарские турниры. Откуда здесь взялись рыцари, непонятно, но это лишь доказывает, что в Суздале стерлись не только временные границы, но и географические. А значит, достаем из сундуков рыцарские доспехи и... едем хрустеть огурцами.

Суздаль
Страна: Россия.
Область: Владимирская.
Население: около 11 000 человек.
Площадь: 15 кв.км.
Как добраться: рейсовые автобусы до Суздаля отъезжают от Щелковского автовокзала столицы (время в пути — 1 ч). Также можно доехать поездом до Владимира (около 4 ч) и далее на автобусе или такси до Суздаля (менее 1 ч). Дорога от Москвы на машине займет 3-4 ч.


Смотрите также
Источник: http://tourua.com/