Гостиница УланскаяО туризме → Земля большого Оша


У жителей Пермского края в мировоззрении три доминанты. Это Ош, то есть медведь на коми-пермяцком языке, река Кама и Урал. Первый уверенно царствует на флаге и гербе края. Кама расположилась в сердце региона, а Урал скорее фигурирует на горизонте. От Перми до настоящих гор порядка 300 километров. Тем не менее, пермяки, образно говоря, смотрят не на запад, а на восток. Уральский хребет - это настоящая ось, на которую нанизаны все регионы, входящие в состав одноименного федерального округа.

Пермскому краю весьма подходит его название. Он находится на краю Восточно-Европейской равнины, за которым только горы, бесконечные дали и неизвестность. Да и слово Пермь, по одной из гипотез, переводится, как "далекая земля" (перама). Издавна здесь обитали финно-угорские племена. Русские стали проникать в эти места, прежде всего, благодаря экспансии Новгородской республики. Но активное заселение края выходцами из центральной России началось только после падения Казанского ханства.

Освоение огромных пространств приуралья было делом нелегким. Помимо хозяйственного, развернулось культурное и религиозное освоение обширного региона. И здесь произошло естественное столкновение языческой и православной культур, которое очень четко видно на гербе Пермской земли. На нем изображен идущий медведь, на спине которого Евангелие, а выше расположен крест. Медведь или Ош на коми-пермяцком языке - главное тотемное животное аборигенов края, который, как считается, олицетворяет дикость и своенравие. Евангелие на спине медведя, таким образом, символизирует усмирение диких нравов и приход новой веры. Причем первое известное изображение "пермского медведя" датируется еще 1577 годом на государственной печати Ивана Грозного. А в Титулярнике царя Алексея Михайловича эмблема Пермской земли приобретает практически современный вид.

Впрочем, культурная экспансия не была односторонней. В Прикамье, к примеру, сильное развитие получила церковная деревянная скульптура. Если в центральной России она была фактически под запретом, особенно после реформы патриарха Никона, то на Пермской земле она долго жила и здравствовала. Объяснение этому простое: объемное изображение святых - отличный "переходник" от языческих идолов к православным канонам. Наконец, аборигены края подарили миру пермский звериный стиль. Это искусство мелкой металлической пластики - как отдельные фигурки животных и людей, так и сложные художественные композиции. Стиль чрезвычайно разнообразен - он отражает богатую мифологию финно-угорских племен, иллюстрируя древние легенды. В одном изделии могут соединяться изображения человека, животных птиц и даже фантастических существ. Организаторы информационного тура по Пермскому краю не раз отмечали, что у звериного стиля большое будущее. Он станет одним из главных туристических брендов региона.

Люди большой реки

Столица края Пермь - далеко не самый старший по возрасту город региона. Например, Чердынь упоминается с 1541 года, Кунгур возник в 1648 году. Но Пермь вырвалась вперед, прежде всего, за счет своего удачного географического расположения, расположившись на берегах крупнейшего левого притока Волги реки Камы. История города начинается с момента основания Егошихинского медеплавильного завода в 1723 году. По приказу Петра Первого управляющий уральскими казенными заводами, историй и географ Василий Татищев отправился в пермскую землю для выбора места для предприятия. Он остановился на территории около деревни Егошихи, которая располагалась около одноименной речки. Таким образом, история Перми начинается классически для Урала, где большинство городов возникло на основе или вокруг заводов. Выделяется даже целая горнозаводская цивилизация, к которой, правда, Пермь принадлежала не очень долго. Егошихинский завод, проработав шестьдесят лет, закрылся. Поворотный момент в истории - это подписание 1780 году Екатериной Второй указа о создании на основе завода города Перми и Пермского наместничества. Образно говоря, оттолкнувшись от завода, город далее стал развиваться как административный, транспортный и торговый центр.

Наш гид, профессионал своего дела Наталья Степанова постаралась раскрыть не только исторические страницы, но и передать менталитет местного населения. Хоть пермяки поголовно и называют себя уральцами, но до Урала еще далеко - порядка 250-300 километров. Скорее, горожане - это люди реки. Подобно большой северной реке (а ее ширина в районе Перми достигает более 1 километра) жители Перми имеют явно выраженный нордический характер. Они не пышут эмоциями, уравновешены и склонны скорее к созерцанию. Любят поворчать над местными проблемами и недостатками, но только попробуйте что-нибудь высказать негативное о городе. Любой будет спорить до хрипоты и докажет, что Пермь - самое лучшее место на земле. А вам придется только согласиться с этой истиной.

Но современная Пермь - это далеко не тот город 18-19 веков, когда он был зажиточным купеческим центром, стоявшим на богатой реке, да на Великом сибирском тракте, фактически являясь воротами, открывающими путь на Урал и Сибирь. Промышленность предпочитала развиваться в пригородах, и довольно долго существовало негласное противостояние между купеческой Пермью и пролетарскими окраинами. Такой расклад стал очевиден в ходе Революции 1905 года и, особенно, во время Гражданской войны. Последняя получилась весьма жестокой. Значительная часть населения поддержала белогвардейцев, в декабре 1918 года войска Колчака заняли город. Но в июле следующего года после ожесточенных боев в Перми была вновь установлена советская власть.

Советский период серьезно исказил город, который оказался вовлеченным в процесс индустриализации. С 30-х годов прошлого века он, собственно, поменял свою ориентацию: с торговой на промышленную. Знаменитые Мотовилихинские заводы стали полноценной частью города. В 1930 году в Перми было открыто первое в СССР авиамоторное предприятие, за ним последовали многие другие предприятие. В годы Великой отечественной войны Прикамье стало важной тыловой базой страны. Сюда были эвакуированы не только заводы и фабрики из центральной России, но и жители охваченных войной территорий. К примеру, Пермская область приняла около одного миллиона ленинградцев за время блокады.

В архитектурном смысле город за советское время обеднел. Сейчас с трудом угадывается былое величие купеческого центра. Видны скорее архитектурные осколки дореволюционного прошлого, которые раздроблены зданиями различных стилей советского периода, а теперь к ним присоединились и современные сооружения. В центре города остро не хватает высотных доминант. Именно поэтому взгляды туристов так притягивает колокольня на Соборной площади, но одна она спасти городской пейзаж не в состоянии. Этот недостаток четко виден с воды, когда делаешь вояж на речном трамвайчике по Каме. Вид с воды доказывает и постулат, что пока Пермь живет по большей части, отвернувшись от реки. А железнодорожная ветка, проложенная по берегу окончательно требует - столице края нужна хорошая градостроительная встряска.

На "мельницу" модернизации, кстати, в Перми льют многие. Например, в Перми год назад был создан "Информационно-туристический центр", который уже обогатил город интересным продуктом. Это "Зеленая линия" - главный пешеходный маршрут, который был открыт в начале нынешнего лета. Гостям города надо лишь зайти в центр, который расположился в торце здания гостиницы "Урал" и взять бесплатную брошюру с картой. Следующий шаг - следовать по настоящей зеленой линии на асфальте. Она приведет ко всем интересным объектам в центре города. Информацию о них можно почерпнуть как из брошюры, так и из стендов, установленных рядом с ценными объектами.

Кунгуряки и кунгурячки

Тем, кто добрался до Перми, советую не останавливаться на достигнутом. Все больше туристов включают в свои маршруты путешествий город Кунгур, что в 80 километрах к юго-востоку от столицы края. Он был известен и в советское время, но акцент сильно был смещен в сторону Кунгурской ледяной пещеры. Место уникальное, ее не зря называют Восьмым чудом России. В карстовых пустотах, образовавшихся в толщах гипса, возникла удивительная цепочка подземных залов с ледяными сталагмитами и сталактитами, ледяными фигурами, озерами с чистейшей водой и своими животными-эндемиками. Приятно в летний зной спустится в царство вечной зимы, где самая высокая температура - не выше +5 градусов по Цельсию. Пещера - это еще и царство вечной темноты. Гиды обязательно на короткое время выключают в одном из залов электричество, и все погружаются в световое безмолвие. Пещера примечательна еще тем, что она старейший экскурсионный объект среди своих "сестер" в России. Еще в 1914 году Александр Хлебников взял Ледяную пещеру в аренду и стал вводить по ней экскурсии. Совсем скоро она станет представительством российского Деда Мороза. Сейчас ведутся активные переговоры с его резиденцией в Великом Устюге.

Но после подземного таинства обязательно доберитесь до самого Кунгура. Город, которому уже исполнилось 347 лет, быстро возвращается к своим историческим корням. В нем сохранилась разнообразная застройка 18-19 веков: несколько гостиных и торговых рядов, купеческие особняки, административные здания и православные храмы. Не пожалейте времени и ног - поднимитесь на колокольню Тихвинской церкви. С нее открываются красивые виды на город и его окрестности. Любопытных привлекут экспозиции музеев Кунгура. Они расскажут о самых различных достижениях купеческого центра не только Пермской губернии, но и всей страны.

Мало кто знает, например, кунгурские купцы в 19 веке держали в своих руках одну треть всей чайной торговли Российской Империи. Собственно, кунгуряки проторили чайную дорогу из Китая в Россию. Первая компания по продаже чая в городе была основана в 1840 году кунгурским купцом Алексеем Губкиным. Он первым стал продавать развешенный чай в красочных упаковках, тем самым, сделав его доступным широким слоям населения. Фирменный знак его компании "два якоря" стал синонимом высокого качества продукции. Но Алексей Губкин и его наследники прославились еще и меценатством. Например, на деньги семьи было построено в Кунгуре техническое училище и Елизаветская рукодельная школа. Ныне эти здания здравствуют, в первом располагается автотранспортный колледж, во втором - педагогическое училище.

В Кунгуре сложилась команда во главе с мэром города Романом Кокшаровым, которая последовательно решает задачу по превращению города в туристический центр. Возникают новые памятники и скульптурные композиции, разбиваются новые скверы, благоустраиваются площади и улицы, восстанавливаются исторические памятники. Важную роль в популяризации Кунгура играет Международный фестиваль воздухоплавания "Небесная ярмарка Урала". Нам повезло попасть на кульминацию праздника, которая совпала с днем города. Организаторы шоу замечательно использовали ландшафт, а именно долину реки Сылвы. Ее низкий берег превратился в "концертную" площадку, а высокий берег - в импровизированные трибуны. Выступление музыкантов, скутеристов, водных лыжников впечатлило. Но потрясло феерическое выступление исполинов - воздушных шаров, которые станцевали знаменитый "танец слонов". Шары в темноте, подогреваемые и освещаемые своими газовыми горелками, танцевали, медленно поднимаясь и опускаясь. Это надо увидеть и прочувствовать: все население города выплеснулось на берег Сылвы, внимая и участвуя в празднике.

Пермский край огромен и разнообразен. Нам перечислили еще много городов и мест, куда непременно надо добраться. Но, пожалуй, наиболее хорошо символизирует край Белогорский монастырь. Он один самых молодых монастырей на Руси - свое летоисчисление ведет с 1891 года. Тогда на Белой горе, что в 100 километрах от Перми, воздвигли деревянный крест в честь чудесного спасения цесаревича Николая (будущего императора Николая Второго) от опасности в Японии. Собор монастыря, ставший крупнейшим храмом на Урале, был освящен только в 1917 году, а потому действовал совсем немного. Сейчас обитель восстанавливается, причем его окружающая местность практически не изменилась. Как и сто лет назад, взобравшись на Белую гору, поражаешься панораме бесподобной уральской природы. В первые минуты дух захватывает от открывающейся красоты.

Монастырь возник в местах, где было сильно раскольничество. Обитель за короткий срок сумела получить признание среди местного населения, и многие раскольники перешли в православие. Примечательно, что первым настоятелем монастыря стал известный прежде раскольник Василий Коноплев, который в иночестве стал Варлаамом. Миссионерская деятельность обители совпадает во многом с сущностью Пермского края, если вспомнить опять же его герб: на спине Оша лежит Евангелие.


Смотрите также