Гостиница УланскаяО туризме → Земля сказочных берендеев


Город-колыбель двух царских династий — Годуновых и Романовых. Земля сказочных берендеев. Край льна и коров костромской породы, дающих рекордное количество молока. Это все Кострома.
Но памятник здесь установлен не симпатичной буренке, а Ивану Сусанину. Мужественный крестьянин с увесистым посохом, в долгополом тулупе. Монумент выдержан в стиле соцреализма и сильно смахивает на многочисленные скульптуры Ленина.

Сусанинский треугольник
Прогулка по сусанинским местам занимает целый день. До села Сусанине от Костромы километров 80. Издалека видна колокольня — достопримечательность, попавшая на картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Там, где раньше стоял хутор Деревеньки, в котором жил Сусанин, в 1913 году на пожертвования крестьян была установлена часовня. От нее едем к историческому болоту. Считается, что зимой 1613 года отважный поселянин именно сюда завел отряд поляков вместо обещанного села Домнино, где скрывался Михаил Романов.

Осмотр болота слегка напоминает игру казаки-разбойники: асфальтовая дорожка ведет до столба с табличкой «Место подвига», далее по стрелке — к базальтовой глыбе на краю высокого обрыва. На камне высечено: «Иван Сусанин, 1613 г.». Монолит весом 60 тонн привезли из карьера под Костромой в 1988 году, но в народе ходит легенда, будто махина была чудесным образом исторгнута из топи. Сразу под обрывом начинается огромное болото, распростершееся от подошвы холма до самого горизонта. Для желающих проложена гать, на вид не слишком надежная — местами залитая жижей, с дырами, в которые легко провалиться. В центре болота стоит крохотный алтарь, отмечая место гибели Сусанина.

Решаем не повторять маршрут поляков и отправляемся туда, куда они не сумели добраться, — в село Домнино. Здесь расположены женский монастырь Царственных Страстотерпцев (последнего русского царя и его семьи) и Успенская церковь. Обитель основана в 1991 году с таким расчетом, чтобы в одном месте можно было вспомнить и о первом, и о последнем представителях династии Романовых. Церковь постарше — начала XIX века. Главная ее достопримечательность — деревянный восьмиконечный крест рядом с иконостасом. Под ним, говорят, захоронен Сусанин, хотя историки в этом сильно сомневаются, и в святцах национальный герой не отмечен. Но паломники все равно приходят приложиться к кресту, особенно 10 сентября, в день памяти Ивана Сусанина.

Терема и сказки
Говорим «Кострома» — подразумеваем Ипатьевский монастырь. Но прежде чем осмотреть знаменитый монастырский комплекс, заглядываем в другое интересное место — в расположенный по соседству Музей деревянного зодчества. В экзотической деревеньке собраны бревенчатые строения со всего Костромского края. Есть и срубы на высокой подклети, и настоящие хоромы в два этажа, и баньки на сваях, словно на ходулях. Здесь можно набрать воды из колодца с внушительным воротом и отхлебнуть ее прямо из деревянного ведра, стянутого железными обручами. Заглядываем в избу крестьянина Ершова. В ней просторно и уютно. Слева от входа огромная русская печь, такая вместительная, что при желании сойдет за сауну. В этих печах и вправду мылись, хотя чаще все же готовили еду.

Деревянные храмы — многоступенчатые, как свадебные торты, с которых неизвестный лакомка слизал сладкие украшения. Церковь Собора богородицы, сумрачная Спасская церковь... кажется, что именно здесь Хома Брут отпевал панночку. А вот уникальная, похожая на парусник церковь Преображения вызывает уже совсем другие чувства — светлые и возвышенные.
Особняком стоят избушки на курьих ножках. В похожих сооружениях славяне-язычники когда-то хоронили покойников: с высоты в несколько метров значительно проще достичь царствия небесного. На самом деле назначение таких построек было сугубо бытовое — это ветряные мельницы-толчеи, привезенные из сел Разливное и Германов Починок, где их использовали для изготовления соли мелкого помола.

Ипатьевский монастырь — свидетель противостояния двух боярских родов, Романовых и Годуновых. Годуновы считаются основателями монастыря, заложенного в 1330 году их предком татарским мурзой Четом. Когда он, направляясь в Москву на службу к Ивану Калите, в пути серьезно заболел, к нему явилась Богородица и обрисовала ситуацию таким образом: либо крещение с перспективой вечного блаженства, либо смерть с ощущением упущенных возможностей. Чет сделал правильный выбор, а в том месте, где случилось видение, основал Ипатьевскую обитель.

Еще задолго до своего возвышения Годуновы вкладывали в строительство монастыря значительные средства. А уж когда фортуна им улыбнулась, стали жертвовать на возведение новых храмов безумные деньги. Благодаря той же «спонсорской помощи» монастырь обзавелся стенами, которые стоят до сих пор. А вот Троицкому собору не повезло — в 1648 году его снесло до основания в результате случайного взрыва пороха, непонятно как оказавшегося в Божьем доме. От усыпальницы Годуновых, где были захоронены основатель рода Чет и его ближайшие потомки, не осталось и следа. На месте старого здания появилось новое, сохранившееся до наших дней.
Годуновы и в городе вели бурную строительную деятельность. Но по иронии судьбы туристам ныне показывают палаты бояр Романовых — бывшие келарские покои, в которых до избрания на царство какое-то время жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой.

Соль земли
После долгих прогулок по Костроме и окрестностям мы решили подкрепиться в ресторане. И за ужином сделали маленькое открытие: берешь солонку, переворачиваешь, а вместо обычного белого порошка из дырочек сыплются черные крупинки. Это местная соль — черная костромская.
Кто и когда придумал черную соль, доподлинно неизвестно. Соляной промысел в Костроме существовал с незапамятных времен. Добывали ценный минерал в городе Солигалич (в 100 километрах на север от Костромы), там же мололи на ветряных мельницах — тех самых, напоминающих избушки на курьих ножках. А чтобы условно белую субстанцию покрасить в радикально черный цвет, ее перемешивали с ржаной мукой и обжигали в печи. Во время «закалки» соль насыщается калием, кальцием, магнием и углеродом, а также очищается от соединений тяжелых металлов. Такая приправа меньше подвержена сырости, к тому же приобретает особый вкус.

В старину на Руси черную соль готовили в последний четверг Великого поста (отсюда и ее второе название «четверговая»), чтобы добавлять в блюда пасхальной трапезы. В русском сознании она настолько слилась с праздником Пасхи, что российские дипломаты в Европе требовали к столу этот «национальный деликатес», приводя в замешательство французских поваров. А вот в наши дни древние рецепты «перекраски» соли сохранились только в Костромской области.


Смотрите также
Источник: http://tourua.com/